Загадочное преобладание желтого
цвета
в творчестве Винсента Ван Гога
Коваленко
М. Ф., Коваленко В. М.
В апреле 2012 года в Государственном
музее изобразительного искусства имени А.С.Пушкина в
Москве открылась юбилейная выставка, посвященная 100-летию музея. Среди мировых
шедевров, привезенных со всех концов света, были представлены работы Винсента
Ван Гога, которые притягивают к себе внимание приоритетом в них необычного
оттенка яркого желтого цвета. Целью нашего исследования было попытаться с
помощью гомеопатической портретной диагностики объяснить, чем это вызвано. К
началу 1890 года помрачнела цветовая палитра картин великого голландского
импрессиониста Винсента Ван Гога (1853-1890гг.). Это прослеживается в настроении
исходящим от картины «Прогулка заключенных», (1890г.). На примере этой картины
видно, что цветовая гамма самых последних работ художника стала иная, стали
преобладать синие и зеленые цвета.
Портрет, написанный талантливым художником,
может стать методическим материалом для определения психологических
особенностей личности изображенной на картине. Портретная диагностика требует
детализации осмотра картины, определения симметрии форм, выражения и цвета
лица, пропорций тела, позы, формы глаз и ушных раковин. Характерный образ
известного художника с глубокими противоречиями его личности выполнен им самим
в 1889 году – «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». Автопортрет был
написан художником после ссоры с возлюбленной, которая привела к тому, что он
отрезал себе мочку уха и подарил этой женщине.
При его жизни были куплены всего две картины
за бесценок. В ноябре 1888 года была написана первая из них, гениальная картина
«Красные виноградники в Арле». Картина
экспонировалась на выставке в Брюсселе, откуда была приобретена незадолго до
смерти художника голландской художницей Анной Бош за 400 франков. Вторая проданная при жизни художника картина «Портрет
доктора Ф. Рея» (1889г.) – двадцатитрехлетнего врача-практиканта, одного из
врачей лечивших художника в приюте, в Арле. Получив
портрет от Ван Гога в 1889 году, доктор не смог оценить его по достоинству и
отнес портрет на чердак. Потом им забили дыру в курятнике и через некоторое
время, снова вернули на чердак, пока портрет не был продан известному
коллекционеру Амбруазу Воллару
за 150 франков. С помощью гомеопатической портретной диагностики, изучив психологические особенности личности художника и его картин
мы выявили их подобие гомеопатическому препарату Натриум
сульфурикум. Для этого препарата характерны: судорожные
припадки; резкая смена настроения; припадки ярости; заболевание печени;
артистические проявления; необузданность натуры; потребность в возбуждении;
склонность к алкоголю; при декомпенсации - депрессия и суицид.
Символика желтого цвета по данным различных
авторов имеет разнообразную трактовку. Ассоциации, которые вызывает желтый цвет отражают его амбивалентность. Еще в древности желтый
цвет золота считался святейшим цветом божественного откровения, а резкий, едкий
желтый цвет ассоциировался с отверженными и заклейменными позором людьми. В
знаменитом романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» впервые на страницах
романа Маргарита появляется с желтыми цветами в руках. «Она несла в руках
отвратительные, тревожные желтые цветы… Нехороший цвет».
Значение желтого цвета было
проанализировано М. Люшером (1970). Его выводы могут
быть распространены также и на выбор цвета одежды, интерьера квартиры, на
анализ использованных цветов в каждой картине художника. Если из всех 8 цветов
в первую очередь выбирается желтый цвет, то это говорит о явном желании
освобождения и надежде на счастье, стремлении к новому, будущему. М.Люшер объясняет,
что желтый цвет отвергается, когда напряжение ожидания не приводит ни к какому
результату. Талантливый художник не получил ожидаемого признания своего
таланта, за всю жизнь проданы всего две картины, бедность надоела.
Запас жизненной силы (по Самуилу
Ганеману) иссяк, вместе с надеждой на лучшее будущее в полотнах художника исчез
желтый цвет, появилось преобладание синего и зеленого цветов. Любопытна версия
о хроническом отравлении Ван Гога Дигиталисом, когда действительность
представляется в желтом цвете – так называемая ксантопсия. Именно этот цвет
преобладает на большей части картин Ван Гога: «Подсолнухи», (1887г.),
«Натюрморт с подсолнухами», (1888г.), «Ночное кафе», (1888г.), «Дом Винсента в Арле. Желтый дом», (1888г.). Устав от нищеты, отсутствия
признания своего таланта Ван Гог впадает в конце жизни в глубокую депрессию. Он
заканчивает жизнь в приюте.
Великий художник сжег себя в своем
внутреннем огне жажды творчества. В его картинах есть пугающие светло-желтые,
обжигающие оттенки желтого цвета, но у художника не было болезней
цветоощущения, так как на его картинах присутствует весь спектр красок.
Ксантопсии у него тоже не было, это предположение можно отвергнуть, так как предметы изображенные на картинах при ксантопсии должны быть
одного желтого цвета. Возможно, увлеченное рисование под ярким южным солнцем
спровоцировало у Ван Гога развитие эпилепсии. Нечеловеческое напряжение вызвало
у него душевную болезнь, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми и Овер-сюр-Уаз. Но в его картинах осталась вселенская любовь к
природе, людям, жизни, которая сделала Ван Гога бессмертным.
Винсент Ван
Гог, Автопортрет
с отрезанным ухом и трубкой (1889).
Винсент Ван
Гог, Подсолнухи
(1888).
Использование
материалов возможно только при ссылке на http://kovalenko-doktor.narod.ru
Статьи и
изображения принадлежат их авторам.
29.05.2011 © Коваленко Михаил Федорович