Загадочное преобладание желтого цвета

в творчестве Винсента Ван Гога

Коваленко М. Ф., Коваленко В. М.

 

В апреле 2012 года в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С.Пушкина в Москве открылась юбилейная выставка, посвященная 100-летию музея. Среди мировых шедевров, привезенных со всех концов света, были представлены работы Винсента Ван Гога, которые притягивают к себе внимание приоритетом в них необычного оттенка яркого желтого цвета. Целью нашего исследования было попытаться с помощью гомеопатической портретной диагностики объяснить, чем это вызвано. К началу 1890 года помрачнела цветовая палитра картин великого голландского импрессиониста Винсента Ван Гога (1853-1890гг.). Это прослеживается в настроении исходящим от картины «Прогулка заключенных», (1890г.). На примере этой картины видно, что цветовая гамма самых последних работ художника стала иная, стали преобладать синие и зеленые  цвета.

 Портрет, написанный талантливым художником, может стать методическим материалом для определения психологических особенностей личности изображенной на картине. Портретная диагностика требует детализации осмотра картины, определения симметрии форм, выражения и цвета лица, пропорций тела, позы, формы глаз и ушных раковин. Характерный образ известного художника с глубокими противоречиями его личности выполнен им самим в 1889 году – «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». Автопортрет был написан художником после ссоры с возлюбленной, которая привела к тому, что он отрезал себе мочку уха и подарил этой женщине.

 При его жизни были куплены всего две картины за бесценок. В ноябре 1888 года была написана первая из них, гениальная картина «Красные виноградники в Арле». Картина экспонировалась на выставке в Брюсселе, откуда была приобретена незадолго до смерти художника голландской художницей Анной Бош за 400 франков. Вторая проданная при жизни художника картина «Портрет доктора Ф. Рея» (1889г.) – двадцатитрехлетнего врача-практиканта, одного из врачей лечивших художника в приюте, в Арле. Получив портрет от Ван Гога в 1889 году, доктор не смог оценить его по достоинству и отнес портрет на чердак. Потом им забили дыру в курятнике и через некоторое время, снова вернули на чердак, пока портрет не был продан известному коллекционеру Амбруазу Воллару за 150 франков. С помощью гомеопатической портретной диагностики, изучив психологические особенности личности художника и его картин мы выявили их подобие гомеопатическому препарату Натриум сульфурикум. Для этого препарата характерны: судорожные припадки; резкая смена настроения; припадки ярости; заболевание печени; артистические проявления; необузданность натуры; потребность в возбуждении; склонность к алкоголю; при декомпенсации - депрессия и суицид.

Символика желтого цвета по данным различных авторов имеет разнообразную трактовку. Ассоциации, которые вызывает желтый цвет отражают его амбивалентность. Еще в древности желтый цвет золота считался святейшим цветом божественного откровения, а резкий, едкий желтый цвет ассоциировался с отверженными и заклейменными позором людьми. В знаменитом романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» впервые на страницах романа Маргарита появляется с желтыми цветами в руках. «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… Нехороший цвет».

Значение желтого цвета было проанализировано М. Люшером (1970). Его выводы могут быть распространены также и на выбор цвета одежды, интерьера квартиры, на анализ использованных цветов в каждой картине художника. Если из всех 8 цветов в первую очередь выбирается желтый цвет, то это говорит о явном желании освобождения и надежде на счастье, стремлении к новому, будущему.  М.Люшер объясняет, что желтый цвет отвергается, когда напряжение ожидания не приводит ни к какому результату. Талантливый художник не получил ожидаемого признания своего таланта, за всю жизнь проданы всего две картины, бедность надоела.

Запас жизненной силы (по Самуилу Ганеману) иссяк, вместе с надеждой на лучшее будущее в полотнах художника исчез желтый цвет, появилось преобладание синего и зеленого цветов. Любопытна версия о хроническом отравлении Ван Гога Дигиталисом, когда действительность представляется в желтом цвете – так называемая ксантопсия. Именно этот цвет преобладает на большей части картин Ван Гога: «Подсолнухи», (1887г.), «Натюрморт с подсолнухами», (1888г.), «Ночное кафе», (1888г.), «Дом Винсента в Арле. Желтый дом», (1888г.). Устав от нищеты, отсутствия признания своего таланта Ван Гог впадает в конце жизни в глубокую депрессию. Он заканчивает жизнь  в приюте.

Великий художник сжег себя в своем внутреннем огне жажды творчества. В его картинах есть пугающие светло-желтые, обжигающие оттенки желтого цвета, но у художника не было болезней цветоощущения, так как на его картинах присутствует весь спектр красок. Ксантопсии у него тоже не было, это предположение можно отвергнуть, так как предметы изображенные на картинах при ксантопсии должны быть одного желтого цвета. Возможно, увлеченное рисование под ярким южным солнцем спровоцировало у Ван Гога развитие эпилепсии. Нечеловеческое напряжение вызвало у него душевную болезнь, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми и Овер-сюр-Уаз. Но в его картинах осталась вселенская любовь к природе, людям, жизни, которая сделала Ван Гога бессмертным.

 

van_gogh01

Винсент Ван Гог, Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой (1889).

 

 

 

 

image002

 

Винсент Ван Гог, Подсолнухи (1888).

 


Использование материалов возможно только при ссылке на http://kovalenko-doktor.narod.ru
Статьи и изображения принадлежат их авторам.

29.05.2011 © Коваленко Михаил Федорович